Адаптация учащихся первых классов
В целях контроля за созданием оптимальных условий для организации адаптационного периода в первых классах ежегодно в школе проводится тематический контроль.
Адаптационный период обеспечивается соблюдением следующих условий:
- Учебные занятия проводить по 5- дневной учебной неделе, в первую смену;
- Использовать « ступенчатый» режим обучения в первом полугодии:
- с 1 сентября по 30 сентября – по 3 урока в день по 35 минут каждый;
- с 3 октября по 28 октября; в ноябре - декабре – по 4 урока по 35 минут каждый;
- остальное учебное время заполнять целевыми прогулками, экскурсиями, подвижными играми на свежем воздухе, массовыми мероприятиями в игровой, познавательной деятельности;
- Для облегчения процесса адаптации детей в сентябре – октябре проводить учебные занятия с использованием игровых технологий , с обязательным включением на 10-й и 20-й минутах физкультурных пауз по 1,5- 2 минуты каждая;
- Обеспечить организацию в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40минут;
- Обучение проводить без бального оценивания знаний и домашних заданий;
- Организовать дополнительные каникулы в середине III четверти
- Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели предусмотреть в расписании уроков облегчения учебный день в четверг или пятницу;
- Наиболее трудные предметы для обучающихся 1 классов проводить на 2-ом уроке;
- Провести инструктаж по организации адаптационного периода с педагогами, работающими в 1- х классах.
Реализовать стартовый образовательный модуль «Первый раз в первый класс»
Адаптация учащихся пятых классов
Чем можно помочь ребенку в период адаптации в среднем звене
(практические рекомендации для родителей пятиклассников)
- Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
- Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка,-постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или школьным психологом.
- Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и так далее), сообщите об этом классному руководителю.
- Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
- Помогайте ребенку выучить имена новых учителей.
- Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он не привык к вашему контролю.
- Приучайте его к самостоятельности постепенно.
- Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
- Недопустимость физических мер воздействия, запугивание, крики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
- Исключение таких мер наказания, как лишения удовольствия, физические и психические наказания.
- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают * классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют, что со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
- Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
- Основными помощниками родителей в трудных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье.
- Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
Информацию подготовил:
Педагог-психолог Старосветский Виктор Владимирович